Как Ford пытался изобрести руль заново и что из этого вышло

История автомобилестроения помнит множество полезных и не очень изобретений: пытливый ум человека не прочь придумать что-то новое или переделать существующее. Забавно, что даже привычная всем “баранка” когда-то подвергалась весьма интересным “нападкам”.

Поворот запястья

Хотя история рулевого колеса начиналась вовсе не с круглых форм и хвата “на 10 и на 2”. Так, на заре автомобилестроения в 1885 году в автомобиле Benz управление осуществлялось при помощи румпеля. Система оказалась рабочей, однако отнюдь не самой удобной. В 1894 году на автомобиле Panhard 4 hp появился уже более понятный круглый руль, который был позаимствован с яхты. Новшество прижилось надолго.

В 1960-х изменить ход истории попыталась компания Ford. Она предложила заменить руль двумя связанными между собой 5-дюймовыми кольцами. Их изобретение носило название Wrist-Twist, что в переводе означает “поворот запястья”.

Автором идеи считается инженер Боб Рампф, который до перехода в Ford работал в ракетостроении. По его задумке отказ от обычного руля в пользу двух “барашков” должен был решить сразу несколько проблем: обеспечить удобство посадки и высадки, освободить место в салоне и облегчить парковку. Однако так ли мучились водители с традиционными рулями?

Так или иначе, но “концепт” был воплощен на практике в кабриолете Mercury Park Lane. Эксперимент закрепили в промовидео, рассказывающем обо всех прелестях новой системы управления. В ролике демонстрируется удобство Wrist-Twist как на высоких скоростях, так и при обычном передвижении в городе с его забитыми парковки.

Еще интереснее реакция журналиста Popular Mechanics: обзор на Wrist-Twist был опубликован в номере за апрель 1965 года. Автор публикации сравнивал свои ощущения с полетом в космос, настолько все было непривычно. При этом он отмечал и необходимость привыкания к системе: поначалу от сосредоточенности он даже непроизвольно задерживал дыхание, настолько чутко автомобиль реагировал на “подергивания запястий”. Автор также успел сравнить машину с “икающим кенгуру”, хотя в конце все же признался: он стал фанатом Wrist-Twist, обычный руль в его машине теперь кажется большим и странным.

Прародитель электрогидроусилителя

В статье “Популярной механики” уже в 1968 году о системе вспомнили вновь: она жива, ее по достоинству оценила полиция, которая смогла преодолеть полосу препятствий быстрее, чем это произошло с обычным рулем. При этом в Ford отметили, что шансов на полноценное внедрение системы в жизнь мало.

В дальнейшем о системе Wrist-Twist забыли окончательно, и причин тому может быть несколько. По одной из версий Wrist-Twist оказался сложнее и дороже обычного руля, оттого и проиграл. Как бывало в истории не однажды, именно вопрос цены расставлял все на свои места. Еще одна версия гласит о небезопасности подобной установки. Возможно, оно и к лучшему.

Однако Wrist-Twist все же принес пользу. Поскольку при помощи двух “баранок” без усилителя управлять автомобилем было невозможно, автомобиль был дооснащен электромотором на случай остановки двигателя. Система стала “прародительницей” электрогидроусилителей.

В дальнейшем различные производители не раз предлагали замену рулевому колесу: одни в качестве альтернативы видели джойстики, другие превращали “баранку” в штурвал. Еще интереснее история обещает быть в будущем, в котором, возможно, машины вовсе лишатся руля и иных привычных органов управления.

Смотрите также

Автомобиль «Иван Калита»

Сегодня речь пойдет об уже многими забытом российском автомобиле, который появился в конце 90-х. Эта …

avatar