10 причин: почему нужны комиксы

Сегодня комиксы называют «девятым искусством», ярким — в прямом смысле — протестом против социальной несправедливости. В то время, как кино остается прерогативой больших киностудий с мощной техникой и гигантскими бюджетами, для создания качественного веб-комикса нужен только графический редактор и немного свободного времени. К тому же герое на страницах это — «мгновенное» искусство: создателем может стать любой, и он сразу же получит фидбэк от таких же читателей и авторов. Ведь в комиксах, как и в поэзии, все держится на интересной идеи, а не на техническом совершенстве. Сегодня, как и шесть веков назад, когда монахи начали развлекаться созданием историй в рисунках, мир разделен на апологетов и критиков. Последние не только обвиняют иллюстрированных героев в легкомысленности, безнравственности и «попсовости», а порой даже переводят на авторов графических рассказов ответственность за юношескую преступность, плохое воспитание и антисоциальное поведение читателей. Однако существует по меньшей мере 10 причин, почему комиксы является важной частью нашей культуры.

Почему популярны комиксы?

зачем нужны комиксы

1. Комиксы выполняют важную социальную функцию

Во времена больших кризисов такого вида литература не только продвигала государственную идеологию, но и обеспечивали читателей на труд или борьбу. Когда Америка вступила во Вторую мировую войну, Чудо-Женщина и Супермен наперегонки записывались в добровольцы и вызвали Гитлера на поединке. Когда наступил период послевоенного экономического спада, состоятельного Бэтмена с его мощным техническим арсеналом потеснил скромный студент Спайдермен, который на собственном примере показал, как быть экономным в борьбе со злом. В наши дни американцев учат толерантности и пониманию в других сериях «Люди Икс», комикс «Даст» о девочке-мусульманке, новый «Спайдермен» о подростке-латиноамериканце и «Халклинг» о юноше нетрадиционной ориентации. Идеологической силой комиксов неоднократно пользовалось руководство страны: именно правительство инициировало создание патриотического Капитана Америка и заказал главному редактору Marvel Стэну Ли серию «Green Goblin Reborn!», где Спайдермен предупреждал об опасности употребления наркотиков. В последние годы тенденцию делать комиксы основным инструментом своих социальных проектов продолжил Барак Обама, который не только сам читает комиксы, но и вдохновил писателя Гранта Моррисона на создание нового темнокожего супермена Кальвина Эллиса, который дежурно выполняет полномочия президента США и миссию спасителя человечества.

2. Комиксы — это удобное поле для испытания авторских теорий и формальных экспериментов

Томас Манн 1924 году в своей статье, посвященной философии Шпенглера, отмечал, что полем для апробации авторских теорий является так называемый «интеллектуальный роман». Однако сегодня, когда человечество стало более мобильным, своеобразной лабораторией поэтики можно назвать именно комиксы. Большой прозаический текст часто является широковатым полем для авторской игры, роман долго вызревает и долго пишется, поэтому проза инертнее например по сравнению с поэзией. Массовость различных сверхлюдей не вызывает их основополагающей примитивности, сейчас уже никого не удивить сложными интеллектуальными графическими романами, словесными играми, рисунками, в которые встроены постмодернистские тексты, макгаффин и «пасхальными яйцами», которые увидят лишь самые внимательные читатели. Хорошим примером может быть графический роман Алана Мура «Хранители», ставший революционным с точки зрения нарации и графики. Каждый выпуск является переплетением различных жанров, и литературных, и сугубо журналистских — от репортажа и газетного объявления в вставных новелл, поэзии и даже внутренних комиксов, которые читают персонажи. В «Хранителях» художник Дэйв Гиббонс использует придуманную им «ужасную симметрию», ее сущность заключается в том, что первая и последняя страницы выпуска повторяют друг друга с точки зрения кадров, однако в зеркальном отражении относительно центра.

3. Являются примером искусства на грани разных медиа, они сочетают прозу, живопись, графику и кинотехнику

Когда Аполлинер писал стихи в форме птицы или фонтана, а Малларме пытался создать «абсолютный текст», они довольно близко подходили к таким создателям, как Алан Мур и Стэн Ли. Наблюдать за развитием синкретических искусств всегда интересно, ведь они не только имеют мощную внутреннюю потенцию преобразования, но и могут привести к появлению нового типа искусства. Так в XIX веке оперетта, долгое время имела предельный статус, привела к появлению мюзиклов.

4. Бывают очень разными по стилистике и тематике, поэтому каждый в них найдет что-то свое

Существуют яркие» поп-арт», напоминающие работы Энди Уорхола и Роя Лихтенштайна, есть лаконичные черно-белые интеллектуальные философские, как «Zen Pencil», научные, вроде «xkcd». Отдельно существуют небольшие фанатские издание на самые разные темы и об отдельных профессии — от астрофизики до преподавания в школе. Нишевые профессиональные являются проверенным способом «узнавать своих», обмениваться мемами и последними новостями в отрасли. Как и твиттер, авторы на удивление быстро реагируют на любые изменения, а возможность мгновенной публикации в сети превращает их в современный аналог новостей в каждой отрасли. Например, NASA использует комиксы для того, чтобы рассказать о своих последних достижениях и подробно описать ожидания от каждой миссии, а ВВС выпускает серию просветительских комиксов.

5. Благодаря мобильности и экспериментальности влияют на другие сферы искусства

Поскольку это все не так жестко канонизированы, как условная «серьезная литература», и на производство затрачивается меньше усилий, чем на написание романа-эпопеи или даже рассказы, создатели графических рассказов не боятся рисковать. Они первыми испытывают необычные графические приемы, экспериментируют с цветовой гаммой и запускают параллельные серии с одним супергероем или его клонами из других миров, напоминает разветвленный постмодернистский роман с рядом окончаний «на выбор». А вы знали, что во Вселенной Земля-8311 Спайдермен является свиньей по имени Свин-Паук (Spider-Ham)? Конечно, ближе срослись все же с фильмами, поскольку comic strip — это и есть покадровая изображения приключений героев. Роберт Земекис ввел в фильм «Кто подставил кролика Роджера?» Элементы графического романа, а «Город грехов» Родригеса вполне построено на эстетике одноименного комикса. Также тесно связаны с живописью как другим мощным визуальным искусством. Особенно это было заметно во времена доминирования в американской культуре поп-арта с такими яркими представителями, как Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн и Кит Харинг. От комиксов поп-арт взял не только сюжетность и простоту изображения, а также формальные приемы, в частности имитацию точек (растровых элементов) на картине.
Рой Лихтенштейн

6. Комиксы рассказывают о нас

Хотя Супермен может летать и видеть предметы насквозь, Спайдермен выпускает огромную паутину, а Халк превращается в зеленого монстра, на самом деле супергерои имеют типичные проблемы обычных людей. Халкинг (She-Hulk), сестре Брюса Беннера, сложно совмещать карьеру и супергеройскою жизнь; Джессика Джонс страдает от гендерной несправедливости и того, что ее не воспринимают серьезно; Спайдермену постоянно не хватает денег; Бэтмен много лет пытается преодолеть депрессию и комплекс выжившего; мутант Дэвид с «Людей Икс» лечится от шизофрении; Ночная Сова II с «Хранителей» тяжело переживает кризис среднего возраста; а довольно странный супергерой едоков страдает от ожирения. И если в первых выпусках классических супергеройских комиксов Супермен спасал красивых девушек из огня и снимал с деревьев котят,то уже серебряном веке показали их проблемы.

7. Комиксы моделируют различные варианты будущего, дает нам шанс избежать ошибок

Капитан Америка появился с пророчеством о неизбежности противостояния с Германией за несколько лет до того, как США вступили во Вторую мировую войну. Фантастическая Четверка была живым предупреждением об опасности, которую таит ядерное оружие. Серия «Switchblade Honey» предлагает взгляд в будущее, где человечество активно осваивает глубины космоса. Комиксы дают возможность смоделировать любую ситуацию и предупредить о потенциальных последствиях наших легкомысленных действий.

8. Предлагают увлекательную историю, сюжет

Чтобы следующие выпуски покупали, авторы не только должны уметь обрывать на самом интересном моменте рассказ, прибегая к клифф-генґеру, но и удачно сочетать увлекательный сюжет, по которому будет интересно следить, с мощной визуальной составляющей . Именно поэтому часто становятся готовыми сценариями для популярных фильмов.

9. Под соусом легкого сюжета и ярких приключений часто продвигают сложные идеи, мощную философию, классические литературные сюжеты и даже научные инновации

Джерри Сигел и Джо Шустер признавались, что на создание Супермена их вдохновила работа Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра», и после этого , казалось бы, не самый умный супергерой Америки еще не раз обращался к идеям Ницше. Компания «Self Made Hero» выпустила в виде комиксов почти все драмы Шекспира. Вот «xkcd» невозможно понять без знаний математики, физики и лингвистики, а «The Joy of Tech» рассказывает о новостях в мире технологий не хуже журнал «Wired».

10. Их любил Умберто Эко

Именно главном супергерою Америки итальянский писатель посвятил статью «Миф о Супермене», в которой он сравнил структуру комикса со структурой классического эпоса. Автор говорит на о том, что Супермен- это ассоциация с типичным средним читателем, которого возможно презирают ближние, идет борьба с комплексами. Он сравнивает себя с таким персонажем,так как в любом человеке, в данной истории- бухгалтер иметь надежду, что в один миг он может стать сверхчеловеком.»Героем каждый может быть, обычный человек который просто накинет куртку на плечи ребенка, что бы он знал- мир не погиб».

ПлохоНе оченьСреднеХорошоОтлично (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Читайте также:

Прокомментировать запись

 
Подписка
avatar
wpDiscuz